FreeQ Brothers. Об итогах года и творческих планах

Хабаровский коллектив FreeQ Brothers образовался в 2014 году. К самым заметным достижениям группы можно отнести выступление на разогреве у Base Face — проекта барабанщика Prodigy Кирона Пеппера и российского EDM-продюсера Gordy, а также выпуск совместного трека с благовещенским музыкантом Anty Flex на лос-анджелесском лейбле Nextgen Records. В копилке группы два клипа и несколько синглов, слушая которые трудно поверить, что это творчество хабаровских музыкантов, а не заграничного коллектива. Их выступления нечасты, но каждое из них особенное.

Мы встретились с FreeQ Brothers во время их последнего концерта в клубе BSB для того, чтобы познакомиться и понять, как ребятам удается покорять сердца новых поклонников, выступая нечасто, не выезжая на гастроли и не заполняя собой социальные сети.

— Вы дали успешный старт в 2014 году. Были громкие выступления в 2015 году. Что принес вам 2016 год?

Кирилл Ганин (барабаны): Во-первых, процессы, которые произошли внутри группы. Во-вторых, мы выступили на «Просторе». Мы были очень довольны и тем, что нас взяли на фестиваль, и самим выступлением. И видеоматериал получился хороший. До этого у нас не было опыта выступлений перед такой большой аудиторией, и это было здорово.

Слава Мартюшов (вокал): Мы выпустили клип в 2016 году. Сейчас снимаем еще один клип. (В феврале вышел клип на песню Irreversible. — Прим. ред.)

— Что с альбомом? Вы почти два года назад написали у себя на странице в соцсети «ВКонтакте» о том, что пишете новый альбом. Когда нам его ждать?

Иван Андрукович (гитара): Мы его написали. Но у нас немного сменилась стратегия, и мы не стали его выкладывать целиком. Начали выпускать порционно, синглами. Ведь нет никакой формулы успеха, поэтому приходится на ходу придумывать, как поступить лучше.

Кирилл: У нас уже готов альбом, и даже больше. Материала так много, что нам хватает на сольный концерт, и еще остаются треки в закромах.

— Ваш совместный трек с Anty Flex получился настолько успешным, что вышел на лос-анджелесском лейбле. Какие-то еще совместные проекты были с другими командами? 

Слава: С 12 Nights, но это был ролик для концерта (в 2014 году музыканты FreeQ Brothers и 12 Nights записали видеоприглашение на концерт в Velicano, назвав его «THESHOW!» — Прим. ред.).

Иван: Это было видео, из него кто-то вырезал трек и выложил в Интернет. Видимо, понравилось.

Слава: Этот трек нам нравится. Мы еще тогда хотели выпустить его вместе с 12 Nights. С нашей стороны все было готово, им оставалось дописать только свой куплет, но за полгода они этого так и не сделали. Мы хотим доделать этот трек, но, видимо, уже не с этими ребятами.

— В начале вашего творческого пути ваш стиль — это смешение drum 'n' bass с альтернативным роком. Как вы можете назвать свой музыкальный стиль сейчас? 

Кирилл: Сейчас больше electronic rock, alternative rock. Мы так пишем везде, где это требуется.

Иван: Так мы пишем для того, чтобы люди примерно понимали, что именно мы делаем. Естественно, мы пытаемся добиться своего собственного звучания, ни на что не похожего, но ориентиры какие-то все равно нужны.

— Вы говорили, что редко выступаете потому, что у вас сложный технический райдер, а ваша музыка предназначена для больших площадок, а не для маленьких клубов. Сегодня очередное выступление в BSB. Вы адаптировали свою музыку под маленькую площадку или изменили свой подход к подаче материала?

Иван: BSB нам нравится. Нет возможности для шоу, но сам BSB — шикарная площадка. Маленькая, уютная.

Слава: Когда Матвей (Матвей Кравченко, арт-директор клуба BSB. — Прим. ред.) позвал нас в первый раз, мы сначала отказались. Мы всегда хотели поиграть в BSB, но переживали, что мы тут не прозвучим. У нас не было опыта выступлений в таком маленьком зале, поэтому мы опасались, что отыграем плохой концерт в минус себе и клубу. Как правило, те заведения, в которых стоит штатный звук, не хотят ставить дополнительный аппарат. Мы Матвею так и сказали, что в BSB недостаточно аппарата для нас. А потом мы как-то отдыхали во Владивостоке в одной компании с группой «7раса», Матвеем и нашим другом, который делал нам первый клип. И уже там мы пообщались и договорились до того, что будем что-то придумывать вместе с клубом, чтобы выступить. Они доставили недостающую часть аппаратуры, мы хорошо отработали, и до сих пор у нас с клубом хорошие отношения.

— Вы ходите на выступлениях местных коллективов? Как «прокачиваетесь» творчески и технически?

Слава: Мы не ходим на концерты, мы там работаем. Наша трудовая деятельность связана с прокатом музыкального оборудования. Мы отработали много популярных концертов. После определенного момента все это приедается. К хорошему быстро привыкаешь. Свою «хотелку» удовлетворить и пойти на любимую группу можно. А на местную… У нас нет любимых местных групп, разве что MAREO, но они уже довольно давно не дают концертов. Не так давно еще услышали ребят из Starcardigan. Мы видели их на «Просторе», они нам очень понравились…

Иван: Я на Gospel Tramp бы сходил…

— Вы не скрывали, что сведением ваших треков занимались разные люди и вы никак не могли найти человека, с которым бы сотрудничали постоянно. По последним сведениям, вы хотели поработать с Ильей Лукашовым, который сводил треки Therr Maitz. Как ситуация обстоит сейчас?

Слава: Мы поработали с ним. Это человек высокого уровня, профессионал. Но момент сведения очень сильно зависит от личных предпочтений того, кто это делает. Это творческая работа, не только техническая. Мы нашли много таких хороших специалистов по звуку, как Илья, но они не понимали, как трек должен звучать, чтобы он был по вкусу нам, а не им. В итоге мы нашли Максима Герасенова, сделали последние два трека у него и новый, на который выйдет следующий клип. Технически человек точно так же подкован, как и другие. Но это наш человек, он нас чувствует. Ты ему говоришь, что хочешь, он делает и сразу в точку попадает.

Иван: Немаловажный момент, что Слава у нас сам разбирается в сведении. Не так круто, как те ребята, услугами которых мы пользуемся, но гораздо лучше многих. Наши «демки» порой звучат лучше, чем альбомы, которые выходят у некоторых команд.

Слава: Мы хотим, чтобы звучание было не ниже уровнем, чем у всех топовых исполнителей. Благо сейчас это доступно практически всем и не так уж сложно. Для меня странно, когда исполнитель не хочет отдавать деньги на сведение и мастеринг. Это не так дорого стоит.

Иван: Говорят: «Это пять тысяч стоит? Чтобы песню выложить, надо пять тысяч? Это по тысяче с человека скинуться?»

Слава: У всех по-разному. У Лукашова, который сводит Therr Maitz, трек стоит под сто тысяч. И когда мы начали с ним работать, не пожалели бы этих денег, если бы все было хорошо.

— А с видео у вас такая же ситуация? Кто снимает вам видео, промо? Тоже разные ребята?

Слава: Мы сами все делаем, кроме клипов.

Иван: Можно сказать, что и клипы мы сами себе делаем, только что камеру в руках не держим. Чтобы снять клип, нужно решить очень много организационных вопросов. Нет ведь конторы, куда бы ты пришел и где бы тебе все организовали. Ты сам ищешь то, разбираешься с этим.

Кирилл: «Держите деньги и сделайте нам клип» — это вообще распространенная мысль у исполнителей. Никогда такого не будет. Ты сам придумываешь механизмы для реализации будущих идей. Для предыдущего клипа мы сами заказывали по определенным размерам плакаты, растяжки, трубы…

Слава: …искали пейнтбольную площадку, договаривались о том, чтобы провести кабельное питание…

Иван: …распечатали 500 фотографий, хотя использовалось их совсем чуть-чуть…

Слава: Многое сделали сами. А потом люди поинтересовались, сколько мы заплатили за клип, и цена показалась им смешной. Без шуток, мы заплатили за второй клип 15 тысяч рублей. Потому что Артем делал только свою работу: он снимал и монтировал. Все остальное делали мы сами, начиная с идеи и заканчивая ее реализацией и организацией съемок. (Видеооператор Артем Таран, который завоевал в 2015 году Гран-при на фестивале любительских фильмов «Грань ДВ». — Прим. ред.)

А кто вам сделал логотип группы?

Иван: Это наш друг Дима Крино. Я и Слава играли с ним в группе Old Fat Joe. Мы сказали, что хотим какой-то ромб. Он нам выслал кучу вариаций разных ромбов, и вот этот нам понравился (показывает руку с татуировкой в виде логотипа. Как оказалось, такая же татуировка есть у всех участников группы. — Прим. ред.).

— Каверы вы принципиально не играете?

Слава: Да почему, мы частенько включаем в свою программу какой-нибудь забойный кавер, но один-два, не больше.

— А вы помните тот момент, когда вам стали платить за вашу музыку?

Иван: После концерта в «Добермане» (большой сольный концерт группы в апреле 2016 года собрал больше 400 зрителей. — Прим. ред.). До этого были какие-то маленькие заработки. А концерт в «Добермане» был из серии «сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Два года мы работали на имидж группы, вложили много своих денег, а потом в «Добермане» сдали своего рода экзамен, на котором мы показали, на что способны. Теперь группа сама себя окупает.

— Вы анонсируете шоу на своих концертах. Но на ваших выступлениях нет ни костюмов, ни грима. В чем заключается шоу?

Кирилл: Есть разные виды шоу. Можно выйти на сцену, поиграть музыку и уйти. А мы стараемся так не делать. Когда позволяют помещение, время, технические возможности, мы стараемся делать что-то большее, чем просто музыку. Мы перед концертом думаем, что можно сделать такого классного, чтобы и зрителям было здорово, и нам.

Иван: Это приходит со временем. Вот, например, я музыкант, в какой-то мере профессионал, но музыкой я занимаюсь уже очень много лет, а шоу я стал заниматься всего два года назад. Каждый раз, когда у нас появляется хорошая площадка, чтобы сделать шоу, приходится разбираться, как работает то или это, где найти нужных людей и прочее. В первый раз все получается по-простецки, а потом уже у тебя появляется опыт. В прошлый раз, когда мы делали сольный концерт в «Добермане», мы использовали экран и еще много чего революционного для Хабаровска. А сейчас мы это оцениваем уже не так, нам не все нравится. Тогда мы многие вещи пускали на самотек. Что-то было сделать сложно. Сейчас хочется сделать это более основательно. То есть сначала мы прошли путь технический, а сейчас будем наполнять творческими элементами. Это тоже развитие.

— Почему вы до сих пор не выезжали за пределы Дальнего Востока? Есть планы прокатиться по России или за рубеж?

Слава: В прошлом году нас звали в Эстонию на фестиваль Tallinn Music Week. Мы не смогли поехать по ряду причин. Сейчас вот опять зовут. Возможно, поедем туда. Если поедем, то, конечно, заедем в Москву и Питер. Да, можно отправиться в тур, но есть ли в этом смысл? Не хочется поехать и потратить кучу денег ради того, чтобы просто поиграть перед десятью людьми. Лучше эти деньги вложить в клип, например.

Иван: Просто ехать хочется тогда, когда люди тебя ждут, любят твои песни. Соответственно, тогда на концерт придет достаточно человек. Да и не везде есть подходящие площадки, чтобы можно было сделать хорошее шоу с хорошим звуком и светом.

— Ну, вы не очень-то активны в тех же соцсетях. Откуда людям, особенно из других городов, узнать про вас, если вы не постите новости о себе каждый день?

Кирилл: Мы стараемся писать больше в «Фейсбук». Потому что «ВКонтакте» — это российский сайт, и никто больше в мире им не пользуется. А в «Фейсбуке» в личных сообщениях и комментариях нам часто пишут: «Ребята, вы такие клевые, вам не хватает ротаций, популяризации и прочего!»

Иван: Одно дело, когда тебе есть чем выделиться. А писать, как у тебя прошел день, — это не для нас. Если есть какая-то новость, то мы об этом говорим, стараемся это оформить в соцсетях. Медийность — это очень круто, но лишь когда она дополняет твое содержание. А очень многие сейчас только блогерством и занимаются. То есть они создают много шума, как большая лягушка в маленьком болоте. Это, может быть, соответствует амбициям человека, ему достаточно быть шоуменом, писать о том, что он лучший, например, ведущий города Владивостока, а самому ходить пешком. Другие люди делают дела, а не болтают. Мы не понтами занимаемся, а музыкой. Наша цель — заниматься музыкой, писать крутые треки. Хорошо бы хоть один нормальный трек написать, который станет настоящей легендой. Вот наша цель. А то, знаете, некоторые группы, например, мерч выпускают: футболки, наклейки — а трек записать нормальный не могут. Татуировками забьются с головы до ног, а трек свести денег нет. Сразу понятно, почему люди занимаются музыкой и какие у них цели, любят они себя в рок-н-ролле или рок-н-ролл в себе.

Слава: Мы считаем, что, если ты сделаешь что-то хорошее и с полной самоотдачей, люди это обязательно оценят. Речь не о том, что реклама — это зазорно. Нет, это нужно делать. Но промоушен хорош тогда, когда в том, что ты делаешь, есть содержание.

— То есть ваша цель как группы — записать легендарный трек? 

Кирилл: Стать настоящими музыкантами. Заниматься исключительно музыкой, чтобы музыка нас и кормила, и удовлетворяла какие-то бытовые потребности. Писать хиты. Записать альбом. А лучше — несколько альбомов.